Спасибо, однако МОЙ судья обзор практики ВС игнорирует, мне бы решения ВК ВС или ВС, по интересующему вопросу для подкрепления заявления, да, именно, по ОШМ. Пока сочинил, к заседанию, такой спич:
Цитата:
Судье ------ гарнизонного военного суда
от --------, проживающего по адресу: -------.
Заявление.
Ваша Честь, уважаемый Суд! Прошу удовлетворить мое заявление о внеочередном обеспечении жильем меня и членов моей семьи, по установленным законодательством нормам, в избранном мной постоянном месте жительстве.
С момента истечения предельного срока нахождения меня в распоряжении командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, определенного исключительно пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающего, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, в случае нахождения в распоряжении командира (начальника), в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гласящего, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, абзацем третьим подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) устанавливающего, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), мной был подан рапорт на имя ------ об увольнении меня в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, по истечении предельного срока нахождения в распоряжении, после обеспечения жильем, по установленным законодательством нормам, в избранном месте жительства.
Рапорт был подан для реализации моего права, закрепленного в статьях 3, 6, 15 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а именно:
Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Право на жилище
1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
14. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений.
Пунктом 12 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80
"О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Следовательно, по истечению предельного срока нахождения в распоряжении и волеизъявления рапортом желания быть уволенным по ОШМ, после обеспечения жильем, я имею право быть отнесенным к категории военнослужащих имеющих право на получение жилых помещений, при увольнении с военной службы, вне очереди.
Прошу обратить, уважаемый суд, внимание на то, что мной был подан рапорт командованию ------ об увольнении меня по организационно-штатным мероприятиям, по истечению предельных сроков нахождения в распоряжении, после обеспечения жильем, а в военный суд ----- гарнизона мной подано заявление о признании, в отношении меня, внеочередного права обеспечения жильем при увольнении по ОШМ, следовательно указания Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 14. 02.2000 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 6.02.2007 г. № 6), в пункте 24 устанавливающие, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение. В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются. Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы, в отношении меня и моего заявления по существу, применимы быть не могут.
Рассматривая вопрос выбора стороны ответчика исхожу из того, что статьей 37 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
Ввиду того, что в схеме гарнизонов СКВО ------ нет, считаю, что в данном конкретном случае ----- выступает и в роли командира воинской части и в роли начальника гарнизона, при распределении жилья.
Таким образом, считаю, что обязанность обеспечить меня, как военнослужащего подлежащего увольнению, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, жильем во внеочередном порядке, Министром обороны возлагается на командира части ), а непосредственная реализация этого права возлагается на довольствующую КЭЧ .
Косвенно право на удовлетворение заявления военнослужащего о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, при наличии у него определяющих такое право условий, подтверждено в утвержденном Постановлением
Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 года Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 года, а именно, что в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
На электронном сайте военного суда Северо-Кавказского военного округа размещен обзор судебных решений вынесенных в пользу заявителей, в том числе и в удовлетворении заявления о внеочередном обеспечении жильем, принятого ----- гарнизонным военным судом по аналогичному делу и вступившему в законную силу,:
«25 июня 2008 г. ----- гарнизонный военный суд рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащего Вооруженных Сил РФ подполковника П., оспаривавшего действия командира и председателя жилищной комиссии воинской части, связанные с отказом в признании его права на предоставление жилья во внеочередном порядке.
Как установил суд, П. достиг предельного возраста пребывания на военной службе, его выслуга в Вооруженных Силах составляет более 20 лет в календарном исчислении и он подлежит увольнению с военной службы. Однако П. не был уволен в связи с отсутствием жилого помещения. Его рапорт о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, как достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, командованием оставлен без удовлетворения. Суд признал действия ответчиков незаконными и обязал командование части предоставить жилье П. и членам его семьи во внеочередном порядке.»
В заключении поддерживаю свое заявление о внеочередном обеспечении жильем меня и членов моей семьи, по установленным законодательством нормам, в избранном мной постоянном месте жительстве и прошу приобщить это заявление к материалам дела.
Приложение: 1. Копия решения Военной коллегии Верховного Суда РФ от 6.02.2008 г. № ВКПИ08-5.
подпись
«___» ноября 2009 г.
РЕШЕНИЕ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 6.02.2008 Г. № ВКПИ08-5
Дело по заявлению М. о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди"
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием:
старшего военного прокурора 1 отдела 6 Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
представителя Министерства обороны РФ полковника юстиции Украинцева О.Ю.,
представителя Министерства юстиции РФ Каравичева В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди",
установила:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция"), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в той части, которой установлено предоставление вне очереди жилых помещений военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающимся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По мнению заявителя, данное положение Инструкции противоречит ч. ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, поскольку изложенный в этой статье ЖК РФ перечень лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, является исчерпывающим. При этом оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на получение жилого помещения в порядке очередности.
М., уведомленный о времени и месте судебного заседания, не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации полковник юстиции Украинцев О.Ю. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что оспариваемый п. 12 Инструкции не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключения старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым заявление оставить без удовлетворения, и представителя Министерства юстиции РФ Каравичева В.О., полагавшего необходимым заявление удовлетворить, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции.
Таким образом, Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе, порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Министр обороны РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В то же время содержащийся в ней перечень этих категорий, вопреки утверждению М., не является исчерпывающим.
Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или, соответственно, законом субъекта Российской Федерации.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем.
При этом п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным обстоятельствам.
Пункт 12 Инструкции воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и, вопреки утверждению автора заявления, полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части регламентирует порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за Министерством обороны РФ, что фактически является реализацией Министром обороны РФ своих полномочий, установленных п. 6 ст. 12 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не противоречит ЖК РФ и не нарушает права и законные интересы военнослужащих.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда РФ, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ,
решила:
М. в удовлетворении его заявления о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди", отказать.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.КОРОНЕЦ