Оклад по должности меньше МРОТа - это нормально
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ № ВКПИ09-22
Именем Российской Федерации
г. Москва «15» апреля 2009 г.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.
при секретаре - капитане юстиции Матете А.И.,
с участием заявителей Л. и Р., старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г., представителей Правительства Российской Федерации Сипягиной Н.И. и Аджаева И.В., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника Кузнецова О.Л. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Ахиба Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Л. и Р. о призна¬нии незаконными п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и приложения № 2 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённому приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200 (далее - Порядок), в час¬ти установления военнослужащим должностных окладов меньшего размера, чем минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ),
УСТАНОВИЛА:
Л. и Р. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании незаконным п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и приложения № 2 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, в части установления военнослужащим должностных окладов меньшего размера, чем МРОТ.
Принимая во внимание, что в производстве Верховного Суда Российской Фе¬дерации находятся два гражданских дела, в которых участвуют одни и те же заинте¬ресованные лица: Правительство Российской Федерации и Министр обороны Российской Федерации и по своему характеру указанные дела являются однородными, Военная коллегия в соответствии с ч. 4 ст. 151 ГПК РФ и с учётом мнения сторон объединила эти дела в одно производство для совместного рассмотрения.
В заявлениях Л. и Р. указывают, что размеры их должностных окладов (3551 рубль и 3744 рубля, соответствующие 15 и 17 тарифному разряду) ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
По их мнению, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат по¬ложениям ст. 1 и 3 приведенного Федерального закона, согласно которым МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и с 1 января 2009 г. составляет 4 330 рублей в месяц. Данные обстоятельства, как полагают заявители, нарушают их пра¬ва.
В судебном заседании Л. и Р. свои требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме по основаниям, указанным в их заявлениях.
Представители Правительства Российской Федерации Сипягина Е.И., Аджаев И.В. и представитель Министра обороны Российской Федерации Кузнецов О.Л. с требованиями заявителей не согласились и просили оставить их без удовлетворения.
При этом они пояснили, что п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольст¬вия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» не противоречит ст. 1 и 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и не нарушает каких - либо прав заяви¬телей, поскольку размер денежного довольствия военнослужащих превышает МРОТ.
Согласно же п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных до¬полнительных выплат.
Кроме того, Кузнецов О.Л. обратил внимание на тот факт, что размеры окла¬дов по воинским должностям, указанные в оспариваемом приложении № 2 к Порядку, установлены и в дальнейшем повышались в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе и согласно постановлению Правительства от 31 января 2008 г. № 35.
Приказ, которым утверждён Порядок, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального за¬конодательства, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ахиба Л.М. в судебном заседании также не согласилась с требованиями заявителей и просила оставить их без удовлетворения, поскольку, по её мнению, оспариваемые нормы приняты Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в рамках их полномочий и полностью соответствуют закону.
Выслушав объяснения заявителей, представителей Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение старше¬го военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юс¬тиции Богданова А.Г., полагавшего необходимым в удовлетворении заявлений отка¬зать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что заяв¬ления Л.а и Р.а не подлежат удовлетворению по следую¬щим основаниям.
Действительно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О 1с статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 июля 2000 г., было пре¬дусмотрено, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установлен¬ных законом МРОТ, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. При этом оклад денежного содержания военнослужащих подлежал по¬вышению Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению МРОТ в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливает¬ся МРОТ.
Между тем приведенные нормы согласно ст. 6 и 9 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» утратили силу с 1 июля 2000 г.
Действующее в настоящее время законодательство регулирует данные право¬
отношения по-иному.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по во¬инской должности) и .месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денеж¬ного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.
При этом п. 2 указанной статьи установлено, что размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходя¬щих военную службу по контракту, должны быть не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий во¬еннослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным долж¬ностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам госу¬дарственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окла¬дов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Россий¬ской Федерации.
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окла¬дов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по кон¬тракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Феде¬рации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного фе¬дерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом преду¬смотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денеж¬ного довольствия военнослужащих.
При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных
государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индек¬сируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, законодатель определил, что размеры окладов по воинским должностям связаны с размерами должностных окладов государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и от МРОТ не зависят.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ МРОТ при¬меняется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по вре¬менной нетрудоспособности. Применение МРОТ для других целей не допускается.
Вместе с тем ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что именно месячная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ. В свою очередь заработной платой (оплатой труда работника) признаётся вознаграж¬дение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доп¬латы и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, от¬клоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на терри¬ториях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсаци¬ям онного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующе¬го характера, премии, и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 Кодекса).
Анализ приведенных положений ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и норм Трудового кодекса Российской Фе¬дерации позволяет сделать вывод, что именно размер денежного довольствия воен¬нослужащего (заработная плата работника) должен быть выше либо равным МРОТ. Вопреки утверждению заявителей, аналогичные требования к окладу по воинской должности (должностному окладу) законом не установлены.
Правительство Российской Федерации, действуя в пределах полномочий, пре¬доставленных указанным Федеральным законом, постановлением от 26 июня 2002 г. № 462 установило размеры окладов по типовым воинским должностям, а постанов¬лением от 1 декабря 2007 г. № 837 и по воинским званиям, которые в дальнейшем неоднократно повышались, в том числе и в соответствии с постановлением Прави¬тельства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35.
Из содержания абз. 4 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что оклады по нетиповым воинским должно¬стям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Рос¬сийской Федерации.
Министр обороны Российской Федерации, выполняя в рамках своей компе¬тенции указанное предписание закона, издал приказ от 30 июня 2006 г. № 200, кото¬рым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Воо¬ружённых Сил Российской Федерации.
Как усматривается из приложений № 1 и 2 к Порядку размер оклада по воин¬ской должности 1 тарифного разряда составляет 1921 рубль, а по воинскому званию рядового (матроса) - 1416 рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 ут¬верждён Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должно¬стям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно кото¬рому оклад по первичным воинским должностям солдат (матросов) должен состав¬лять 22-23 % от должностного оклада заместителя федерального министра.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 утвер¬ждён Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих, из которого следует, что воинскому званию «рядовой» соответствует квалификацион¬ный разряд государственного служащего «референт государственной службы 3 класса», а с учётом положений Указа от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке при¬своения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Рос¬сийской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» -классный чин «секретарь государственной гражданской службы Российской Феде¬рации 3 класса».
Из содержания Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служа¬щих», а также Указов от 18 октября 2007 г. № 1376, 29 марта 2008 г. № 421 и от 21 сентября 2008 г. № 1394 усматривается, что оклад за классный чин «секретарь госу¬дарственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» в настоящее время составляет 615 рублей, а должностной оклад заместителя федерального мини¬стра - 7720 рублей.
Таким образом, размеры окладов по воинской должности 1 тарифного разряда и по воинскому званию рядового (матроса), установлены Правительством Россий¬ской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Указами Президента Российской Федерации.
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющего состав денежного довольствия, и учитывая размер ежемесячного денежного поощрения, установлен¬ного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 (один оклад по воинской должности), следует признать, что даже при указанных «мини¬мальных» исходных данных и без учёта других месячных выплат размер денежного довольствия военнослужащего бесспорно превышает МРОТ.
Таким образом, оспариваемые заявителями нормы приняты Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в рамках их полномочий и полностью соответствуют закону.
Руководствуясь ст. 194-198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
РЕШИЛА:
Л. и Р. в признании незаконными п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военно¬служащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и приложения № 2 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужа¬щих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённому приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200, в части установления военнослужащим должностных окладов меньшего размера, чем минимальный размер оплаты труда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.С. Шалякин
|