По вопросам аренды жилья при невозможности обеспечить им.
1.
Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2009 года № 6н-425/08 по заявлению А.
А., проходящий военную службу в г. Санкт-Петербург, принятый на жилищный учёт в сентябре 2002 г. и имеющий право на получение служебного жилого помещения, после вступления в брак и рождения ребёнка, в феврале 2007 г. заключил договор найма жилого помещения в г. Гатчине Ленинградской области, согласно которому он обязался выплачивать наймодателю по 5000 рублей ежемесячно.
13 июня 2007 г А. подал рапорт командиру воинской части с просьбой предоставить служебное жилое помещение. На рапорте была наложена резолюция о необходимости рассмотрения данного вопроса на заседании жилищно-бытовой комиссии.
20 июля 2007 г. он подал аналогичный рапорт, в котором указал, что расходует на наём жилого помещения по 5000 рублей ежемесячно, что с учётом его невысокого денежного содержания, а также незначительного и непостоянного дохода супруги, находящейся в отпуске по уходу за полуторагодовалым ребенком, влечёт получение им и членами его семьи ежемесячного совокупного дохода ниже прожиточного минимума, установленного соответствующими нормативами для жителей данного региона. На рапорте подполковником Б. сделана приписка, из которой следует, что за указанной воинской частью служебного жилья не числится и в аналогичной с А. ситуации находится 90% личного состава, что известно военнослужащим этой воинской части.
25 июля того же года А. вновь подал рапорт командиру части, в котором указал, что в связи с отсутствием и невозможностью обеспечить его и членов его семьи служебным жилым помещением из фонда воинской части, он просит арендовать для него жилое помещение, поскольку денежной компенсации в 1500 рублей, выплачиваемой воинской частью за наём жилья, не хватает для оплаты снимаемого им жилого помещения.
20 сентября 2007 г. А. подал по команде еще один рапорт с просьбой арендовать для него жилое помещение, в котором он дополнительно сообщил, что отказывается от денежной компенсации за наём жилья. На данном рапорте наложена резолюция с указанием начальнику квартирно-эксплуатационной службы воинской части подготовить необходимые документы для направления вышестоящему командованию.
В рамках рассмотрения обращений А. помощник командира части по финансово-экономической работе - начальник финансовой службы (главный бухгалтер) подал докладную записку, из которой следует, что на целевую статью, предназначенную для арендной платы за пользование имуществом, в 2007 финансовом году финансирование не производилось. Вопросами же аренды жилья и выделения квартир для военнослужащих данной воинской части занимается Северо-Западное региональное командование Внутренних войск Министерства внутренних дел РФ (далее - СЗРК ВВ МВД РФ).
30 января 2008 г. А. продлил договор найма жилого помещения, в соответствии с которым впредь обязался выплачивать наймодателю по 7000 рублей ежемесячно.
Считая свои жилищные права нарушенными, А. обратился с заявлением в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд, в котором просил обязать командира части арендовать для него жилое помещение.
6 февраля 2008 г. суд удовлетворил его требование, признав незаконным бездействие командира воинской части, выразившееся в необеспечении заявителя и членов его семьи жилым помещением по договору аренды, и обязал командира части арендовать для него жилое помещение.
21 апреля 2008 г. судебным приставом-исполнителем по исполнительному листу, выданному на основании указанного судебного решения, возбуждено исполнительное производство.
Разуверившись в исполнении указанного судебного решения, А. 29 апреля 2008 г. подал рапорт командиру части, в котором просил досрочно уволить его с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта, выразившемся в необеспечении его и членов его семьи жилым помещением с оставлением в списках очередников на получение жилья в Санкт-Петербурге.
10 июня 2008 г. Командующий СЗРК ВВ МВД РФ сообщил командиру части о том, что денежные средства для аренды жилых помещений военнослужащим выделяются по лимитам, а указанным должностным лицом ещё не приняты исчерпывающие меры по обеспечению жильём его подчинённых.
Он же 15 июня 2008 г. сообщил судебному приставу-исполнителю о том, что СЗРК ВВ МВД РФ арендует для военнослужащих части 12 квартир в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, однако этого количества арендуемого жилья недостаточно. В целях выполнения потребности 21 марта того же года им направлена заявка в Главное командование Внутренних войск МВД России о выделении дополнительных денежных средств в размере 18794440,40 рублей для оплаты арендованного жилья. В связи с отсутствием от командира части заявок на выделение денежных средств по статье "аренда жилья" в 2007-2008 гг. средства на эти цели в указанную воинскую часть не выделялись, поскольку такое выделение производится по запланированным на текущий год лимитам. Вопросы распределения и выделения жилья для военнослужащих рассматриваются на заседаниях жилищно-бытовых комиссий по месту прохождения военной службы (в воинских частях). Жилищно-бытовая комиссия части вопрос о предоставлении на основании решения суда А. арендованного жилья не рассматривала, ходатайств в вышестоящую жилищно-бытовую комиссию СЗРК ВВ МВД РФ не представляла, командир указанной части с запросом о выделении денежных средств дли исполнения решения суда не обращался, а лишь направил запрос с просьбой о разъяснении порядка исполнения судебного решения, в связи с чем вопрос о выделении арендованной квартиры будет рассмотрен лишь после обращения командира части и рассмотрения его на заседании жилищно-бытовой комиссии СЗРК ВВ МВД РФ.
2 июля 2008 г. А. обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании бездействия командира части, связанного с непредставлением его к досрочному увольнению с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта. 22 июля того же года суд отказал в удовлетворении его требований.
8 сентября 2008 г. Ленинградский окружной военный суд оставил это решение без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Военная коллегия отменила состоявшиеся по делу судебные решения и приняла новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Они также обеспечиваются жилыми помещениями маневренного фонда или общежитиями.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
В соответствии с имеющимся у него статусом А. имел право быть обеспеченным служебным жилым помещением не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место службы, то есть еще в 2002 г., однако не был таковым жильём обеспечен, в течение длительного времени не выполняется решение военного суда, обязывающее воинских должностных лиц арендовать для него жилое помещение, а выплачиваемое ему денежное содержание после расчёта с наймодателем влечёт получение им и членами его семьи ежемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума, установленного соответствующими нормативами для жителей региона, т.е. относит их к категории малоимущих, нуждающихся в государственной поддержке граждан. Указанные фактические обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что командованием воинской части в отношении А. и членов его семьи допущены нарушения, исключающие их возможность воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих, т.е. допущены существенные нарушения условий контракта.
Не может устранять эти нарушения и факт заключения заявителем нового контракта в декабре 2007 г., т.е. в условиях продолжающегося нарушения его прав, на что сослался суд в обоснование принятого им решения.
В связи с изложенным вывод суда о недостаточной степени бездействия командира части в отношении А., которая могла бы быть расценена как существенное и систематическое нарушение условий контракта, свидетельствует о неправильном истолковании им закона, что с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств дела следует признать существенным нарушением норм материального права
2.
К вопросу аренды жилых помещений для военнослужащих (по материалам судебной практики)
Ю.Н. Туганов, судья Восточно-Сибирского окружного военного суда, кандидат юридических наук
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации1. В этом же пункте закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей.
Пункт 8 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 закрепляет аналогичные вышеприведенному закону положения об обязанности воинских частей арендовать жилье военнослужащим в указанных случаях.
Только при желании военнослужащего и отсутствии жилья ему предоставляется денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, вышеназванный Закон определил, что денежная компенсация за поднаем жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов семья служебным жилым помещением, общежитием для временного проживания или арендованным жильем и главное — при наличии желания (согласия) военнослужащего на это.
Как следует из судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, «обязанность по подбору для военнослужащего жилого помещения и заключение на него договора аренды возложена на воинские части».
Так, капитан Б. заключил с командиром воинской части жилищный договор, согласно которому командир части гарантировал Б. предоставление в течение трех месяцев служебного жилого помещения. Поскольку это условие договора выполнено не было, Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира части заключить предложенный им, Б., договор аренды комнаты по указанному им адресу, с ежемесячной арендной платой 7 200 руб.
Б-й гарнизонный военный суд, сославшись на п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», заявление Б. удовлетворил.
Отменяя данное решение, 4-й окружной суд указал, что в соответствии с названной правовой нормой при отсутствии служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей.
Однако данное положение не свидетельствует о том, что военнослужащий вправе сам выбирать себе жилое помещение, которое воинская часть должна для него арендовать. Обязанность подбора жилого помещения и заключения на него договора аренды возложена на воинские части.
Зачастую командиры воинских частей, сталкиваясь с отсутствием денежных средств на аренду жилья, отказывают в удовлетворении требований военнослужащих, в результате оказываясь виновными в нарушении прав и законных интересов своих подчиненных. Хотя чаще всего отказ вызван тем, что даже при формальном удовлетворении рапорта военнослужащего командиром воинской части препятствие возникнет на уровне КЭУ (КЭО) соответствующего военного округа.
Примером по разрешению указанного вопроса в судебном порядке может послужить решение Ч-го гарнизонного военного суда, отказавшего в удовлетворении требований военнослужащих И. и Я. о возложении на командира войсковой части обязанности по аренде жилого помещения, отмененное судебной коллегией по гражданским делам Восточно-Сибирского окружного военного суда3.
Так, И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой части, связанных с порядком предоставления жилого помещения, и просил обязать указанное должностное лицо обеспечить его (заявителя) и членов его семьи либо служебным жилым помещением или общежитием, либо арендованным жилым помещением.
Ч-й гарнизонный военный суд требования И. удовлетворил частично, возложив на командира войсковой части обязанность предоставить И. и членам его семьи жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Судебная коллегия по гражданским делам отменила данное решение по следующим основаниям.
Так, суд, правильно разрешив требования И. в части возложения на командира войсковой части обязанности предоставить заявителю и членам его семьи жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих», в то же время, отказав в удовлетворении его остальных требований, нарушил нормы материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении требований И., суд в решении сослался на п. 3 ст. 15 вышеназванного Закона, согласно которому до получения жилых помещений военнослужащим и членам их семей предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или, по желанию военнослужащих, ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
При этом судом в решении было указано, что Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации издало постановление от 26 июня 1995 г. № 604 о порядке и размерах выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, урегулировав тем самым данный вопрос.
Как следует из рапорта И., он просит командира части прекратить ему выплату денежной компенсации за поднаем жилья и обеспечить его и его семью жилым помещением (для постоянного или временного проживания) в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом командиром части в аренде жилья И. отказано в связи с отсутствием порядка ее осуществления и финансирования. Также из имеющихся на рапорте резолюций командира части и его заместителя по тылу следует, что помощнику командира по финансово-экономической работе дано указание о прекращении выплаты И. денежной компенсации за поднаем жилья, а также то, что согласно полученному воинской частью ответу из квартирно-эксплуатационной части она арендой жилья не занимается.
Таким образом суд, посчитав, что командиром войсковой части приняты все предусмотренные меры, для обеспечения выполнения требования ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», отказал заявителю в удовлетворении остальных его требований ввиду отсутствия в части общежития и служебного жилья, а также в связи с отсутствием нормативной базы аренды жилья воинскими частями.
Отказывая в удовлетворении заявления И., суд исходил из изложенного, однако не учел при этом ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (с последующими изменениями) утверждена бюджетная классификация. При этом ст. 11 данного Закона обязанность по изданию указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации возложена на Министерство финансов Российской Федерации, приказом которого от 25 мая 1999 г. № Зон (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом указанного министерства от 28 декабря 2001 года) указанный порядок и утвержден.
Оплата аренды помещений, земли и другого имущества предусмотрена ст. экономической классификации 110700, подстатьей 110750 вышеназванного Указания.
Порядок аренды, форма и государственная регистрация договора аренды и другие вопросы, вытекающие из указанных правоотношений, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Кроме того, вопреки изложенному в решении, п. 59 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 75, определен порядок аренды помещений для временного размещения воинских частей. В этом случае договор на аренду помещений заключается воинской частью и утверждается начальником КЭУ военного округа. Договор и является для воинской части основанием для истребования денежных средств для размещения личного состава, к которому относятся и офицеры части.
Суд, сославшись при вынесении решения на п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и указав, что командиром части предприняты все меры для обеспечения заявителя жилым помещением, не учел требования вышеуказанных законов и нормативных правовых актов, а также положение п. 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 о том, что ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих, неправильно применил и нарушил нормы материального права, поскольку командиром части не предприняты все надлежащие меры по обеспечению И. жилым помещением.
На основании изложенного решение было отменено, а материалы дела направлены на новое рассмотрение.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 62 вышеназванного Положения паспортизация и учет арендуемых воинскими частями зданий и сооружений осуществляются в случае их аренды на срок свыше одного года. В указанном правовом акте отмечено, что аренда помещений оформляется договором, заключаемым воинской частью с арендодателем, в котором указываются: характеристика и техническое состояние арендуемых помещений и находящегося в них оборудования; обязанности сторон, платежи и расчеты, а также ответственность сторон за выполнение обязательств по договору.
Учитывая изложенное, представляется правильным предложение, высказанное в статье З.Х. Акчурина «Аренда жилых помещений для военнослужащих: правовые проблемы итг/ти их решения»6, о необходимости конкретизировать норму Федерального закона «О статусе военнослужащих» об аренде жилья для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на уровне постановления Правительства Российской Федерации, установив механизм аренды воинскими частями жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что и имеющаяся законодательная и нормативная правовая база Российской Федерации достаточна для решения командованием частей и соединений вопроса об аренде жилых помещений для обеспечения ими военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, в случае отсутствия возможности предоставить им служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
(
http://trof-av.narod.ru/files/arenda.htm )